Потерянные цивилизации
 

 

 

 

Псевдоним

Пароль

Регистрация

 

 

 

 

       Главная
       Статистика
       Контакты

 

 

 


Лучший из новостных
Неплохой движок
Устраивает ... но ...
Встречал и получше
Совсем не понравился

 

 

 





  Интиресные статьи о цивилизациях:Архаичная культура
   
 
Период первобытности в истории человечества длился много сотен тысяч лет. Уже тогда начал складываться самый древний культурный тип – архаичная культура (сложилась примерно 60 000 лет тому назад).

С высот современного цивилизованного развития, в аспекте ретроспективного (обращенного вспять, назад) видения, древние культуры обретают значимость прежде всего в своих достижениях, послуживших своего рода субстанцией (первоосновой) современного научно-технического мира. Народы, первыми в истории создавшие культуру, заслуживают и интереса, и уважения со стороны потомков. Особенность архаичной культуры заключалась в том, что все творческие силы, всю свою природную одаренность древние люди расходовали не столько на то или иное изобретение, сколько на свое выживание. Если что-то и изобреталось, то только в утилитарных целях.

Общие черты древних цивилизаций и их специфические особенности. Первые цивилизации возникают в бронзовом веке (IV-III тыс. до н.э.). Время в таких культурах не имеет протяжённости, оно циклично. И прошлое, и настоящее, и будущее связаны с посевом и ожиданием урожая. Вид занятий, будь то сбор урожая или охота, да и вся жизнь в лоне суровой природы требовала коллективизма. Необъяснимые жизненные и природные явления были предпосылкой для тех черт и особенностей, которые характерны для древних культур. Рассмотрим эти особенности подробно. К самым древним цивилизациям относят древневосточные культуры Месопотамской, Египетской, Индийской, Китайской, Иранской цивилизаций. Они представляют тип аграрной культуры. Отношения первобытного человека к природному миру нашли отражение в мифологическом сознании, которое по-своему организует и объясняет сложную и противоречивую действительность. Миф сам по себе еще не вера и не знание, а чувственно переживаемая действительность. Миф – это взгляд на жизнь, на природу (см. лекцию 2). Культура первобытного общества отличается синкретизмом (от греческого synketismos – соединение) – синтезом разнородных воззрений, сочетанием рациональных знаний с религиозными верованиями. Это нашло отражение в тотемизме, анимизме, фетишизме, в ранних формах искусства и т.д. Мир в целом представлялся дикарю одушевленным. Недаром в его видении создаются нереальные образы, наделённые человеческими свойствами, получеловеческим обликом. Это и индийские речные нимфы, и славянские русалки, и египетские сфинксы, и древнегреческие кентавры. Он верил, что они обладают душами, подобными его собственной, и соответственно общался с ними. Когда первобытный человек называл себя именем животного и называл его своим «братом», воздерживался от его умертвления, такое животное называлось тотемным, отсюда и явление тотемизма (от северо-индейского toteman – род) – вера в кровно-родственные связи между родом и определенным растением или животным. Например, почитание крокодила в Древнем Египте, коровы – в Индии. Тотем – это не просто животное, а божественное животное. Реальные животные вовсе не есть боги, однако в них мистически присутствует тотем, точно так же, как тотем мыслится в виде конкретного животного. Мифологическое мышление ничуть не смущается очевидной логической несовместимостью этих характеристик. Стоило спросить у индейца, верит ли он, что предком его племени была выдра, он ответит, что была выдра, но не такая, какая существует в действительности, а выдра-человек, т.е. обладающая способностью менять облик мужчины или женщины на облик выдры. Верования в первобытном обществе являли собой реакцию человека на восприятие Вселенной.

Тесно связанные с мифическими воззрениями, они основывались на анимизме – (от лат. anima – дух, душа) – наделение природных явлений человеческими качествами. Даже в более позднее время, с установлением христианства в легендах о русалках появилась новая тема: они описывались как существа, страстно желающие получить душу. Христиане считали, что русалка может обрести душу, только пообещав оставить море. С появлением представлений о душе, духах, архаичный человек оживлял всю природу и оказывался в совершенно ином мире. Он был уверен, что духи помогают либо мешают в их делах. К примеру, остерегаясь лесных духов, оберегающих обитателей лесов и преследующих их охотников, люди изобрели обезвреживающую от сглаза и усыпляющую бдительность духов словесную формулу: ни пуха ни пера. Носителям современного русского языка не всегда известна этимология данного фразеологизма, но первоначальное значение его сохранилось и понятно всем – пожелание удачи. В Древнем Египте пирамиды охраняли души. В одном случае дух принимал вид юноши с длинными зубами, в другом – это была обнажённая женщина, которая своей призрачной красотой завлекала грабителя, а затем насылала на него губительные чары.

Анимизм переплетается с фетишизмом (от лат. fetiche – идол, талисман) – верой в сверхъестественные свойства материальных вещей, как природных, так и созданных человеком. Фетишизм есть обожествление особого предмета, который мистически связан с судьбой людей. Иными словами, фетишизм – это одушевленная вещь, это культ вещей. Архаичные люди верили, что у каждого из них есть личный дух, поэтому каждый человек должен был защищать свой личный дух от демонов. Этой цели служили орнаментированная одежда, татуировка, амулет. Чтобы не проник демон (чужой злой дух) к ним в тело, к их душе, они все отверстия в одежде украшали орнаментами, раскрашивали лица, руки, либо носили маски. Наши далекие предки в случае смерти вождя племени не дотрагивались ни до тела, ни до его вещей, чтобы не вызвать гнев духов, забравших его душу.

Огромную роль в верованиях древних обитателей Двуречья играл культ воды. Вода считалась источником доброй воли, приносящей урожай и жизнь, а также это недобрая стихия, причина разрушений и бед. Другим важным культом был культ небесных светил. В их неизменности и чудесном движении жители Вавилона видели проявление божественной воли. Шумеры, египтяне, арии, ханцы (древние китайцы) приложили огромные усилия, чтобы разобраться в бескрайнем и непостижимом мире: они представили эти силы в обличии богов. Наиболее древней формой религии является магия (от греч. mageia – волшебство), представляющая собой ряд символических действий и ритуалов с заклинаниями и обрядами. Магическая деятельность – попытки воздействовать на олицетворенные закономерности природы эмоциональным, божественным словом, жертвоприношениями, обрядовыми телодвижениями – казалась столь же нужной для жизни общины, как и любой общественно-полезный труд. С поверьями связывают прекрасные памятники каменного века – написанные красками, а также выгравированные на камнях изображения, которыми покрывали стены и потолки подземных пещер – пещерные росписи. Люди того времени верили в магию: они считали, что с помощью картин и других изображений могут воздействовать на природу. Считалось, например, что нужно поразить стрелой или копьем нарисованного зверя, что обеспечит успех предстоящей охоты. Проблема сохранности имущества египетских фараонов, с которым они отправлялись в загробный мир, волновала ещё строителей пирамид. Против грабителей применялись хитроумные системы ловушек, ложных ходов…Но особенно жрецы рассчитывали на страшную силу заклятий. Средневековые арабские авторы описывают магических «стражей пирамид следующим образом: одну из гробниц, например, стерегла статуя, во лбу которой был укрыт «змей», нападавший на каждого, кто приближался», другую пирамиду сторожил колосс, вырезанный из чёрного и белого оникса, с копьём в руке. Стоило появиться непрошеному пришельцу, как из недр статуи раздавался глухой звук, и непрошеный гость падал замертво. Магия для древних была не просто способом исполнения личных или коллективных желаний, а как бы представляла собой ширму, защищающую человека от таинственных сил. Наиболее высшим магическим искусством обладали люди, от которых зависели жизнь и процветание народов и племен, − цари и жрецы. Египетские фараоны, например, помимо всем известного тронного имени, имели еще и тайное имя, тщательно скрываемое от посторонних; сохранение этой тайны было залогом жизненной силы и здоровья царя. Согласно представлениям древних шумеров, боги принимали жертвы и молитвы лишь от особым образом очищенных и внешне, и внутренне людей, поэтому местные жрецы выводили особыми составами все волосы на лице и теле. Похожие воззрения существовали и у индийских брахманов; их жизнь определялась большим количеством запретов и ограничений. Им нельзя было совершать действия, считавшиеся «нечистыми». Но в магическую броню облачались не только цари и жрецы – ее несли на себе целые народы. К примеру, негритянские знахари Америки лечили людей лекарственными травами, но никому не открывали своих секретов, так как верили, что чудодейственное средство потеряет силу, если раскрыть колдовство другим людям. Под безобразными масками, ожерельями из костей и прочими нелепыми атрибутами их магии пряталась настоящая сила и мудрость, порой недоступная белому человеку.

Религиозные верования продолжали играть важную роль в архаичной культуре более позднего периода (так называемой культуре древних царств), постепенно усложняясь и приобретая новые формы. Сакральные существа, боги, напоминают уже царей, правителей, верховных жрецов, то есть они обретают антропоморфное воплощение, становясь выражением и олицетворением уже не общинного, а государственного порядка. Теперь боги следили за исполнением раз и навсегда установленных законов, а человек поддерживал богов. Такое совместное участие в культуре древних царств было закреплено с помощью мифов и сакральных преданий. Их сценарий сводился к следующему: боги создали мир и порядок, заплатив за это своей жизнью или кровью, в благодарность люди должны жертвовать богам и исполнять установленные ими законы. Отсюда и развивался царский культ.

В основе древневосточного государства лежит идеал абсолютного единства, отрицающий проявления индивидуальности и свободы человека. В этом и состоит духовная суть восточной деспотии. Такой тип государственности характерен для всех стран Древнего Востока – Египта, Индии, Шумера, Китая. И шумерский владыка, и египетский фараон, и китайский император – это не просто предводители войска либо дружины, захватившие в свои руки бразды правления, а это правители-жрецы, воплощающие в себе божественную сущность и сами именующиеся богами. Благополучие людей зависит от них. Так развивалась теократия – форма правления, при которой власть принадлежит жрецам, духовенству, правителям-жрецам.

Наряду с перечисленными выше общими чертами древних государств имелись и их специфические особенности, проявившиеся в философских взглядах и учениях, в формах правления, искусстве и т. д. Рассмотрим их.

Цивилизация Древнего мира отмечена не только мифологическими и религиозными представлениями и верованиями, но и философскими воззрениями. Древнеиндийская цивилизация оставила мировой философии свои Веды (свод поучений, гимнов, наблюдений над природой, представлений о мироздании), учения (буддизм, индуизм, джайнизм и т. д.). Буддизм выдвинул в качестве основного вопрос о жизненном пути человека и избавлении его от страданий, а источником страданий являются страсти: жажда наслаждений, власти, обладания. Проповеди Будды обосновывают пути достижения нирваны, т.е. того, как избежать страданий вечного перерождения (сансары) и обрести состояние покоя и блаженства. Индуизм предполагает почитание не только верховных божеств, но и священных животных и растений (коровы, змеи, лотоса и др.). Джайнизм, не признавая существование бога-творца, считает душу вечной субстанцией, а мир – изначальным. Джайнизм не знает противопоставления материального и духовного. Душа, согласно этому учению, присутствует в каждом растении, в любой вещи. Представление о всеобщей одушевленности природы определяет главенство в джайнистской этике принципа ненанесения вреда живым существам.

Невозможно говорить о культуре Древней Индии без упоминания о кастовой системе. В индийской цивилизации считалось, что касты есть божественное разделение людей. Переход из низшей касты в высшую невозможен. Учение о кастах было связано с представлениями о карме (воздаянии), о переселении душ. Человек, праведно живший в своей прошлой жизни, рождался заново в высшей касте. Это древнее воззрение отразил в своей песне В. Высоцкий:

Пускай живешь ты дворником, родишься ты прорабом,

А после из прораба до министра дорастешь.

Но если туп, как дерево, родишься баобабом,

И будешь баобабом тыщу лет, пока помрешь.

Досадно попугаем жить, гадюкой с длинным веком,

Не лучше ли при жизни быть приличным человеком?

В Древнем Китае в виде самостоятельной философской доктрины существовал даосизм – учение о великом Дао, всеобщем законе и абсолюте. Дао обеспечивает многообразие вещей и явлений в природе, человек не в силах изменить естественный порядок вещей, поэтому удел человека – пассивное созерцание естественного хода событий и стремление постичь дао. Другое философское учение Древнего Китая – конфуцианство – основывается на важнейших достоинствах – гуманности и чувстве долга. В этом учении преобладала проблема нравственного воспитания и управления, естественной гармонии общественной жизни. Основатель конфуцианства предлагал распространить принцип семейных отношений на государственные (глубокое уважение к старшим и вышестоящим по чину) через ритуализированный этикет.

Государственная культура в Древнем Китае совершенствовалась в соответствии с динамикой всей культурной жизни. В духовной культуре стала развиваться иероглифическая письменность, которая существовала уже в XV в. до н.э. и насчитывала более 2000 иероглифов. Благодаря своему основному принципу связи между реальным образом и символом, она не была жестко связана с лингвистическими особенностями конкретного произношения и могла использоваться носителями любого языка, что способствовало культурному сближению народов различных царств. Наиболее ранними памятниками древнекитайской литературы и философии считаются «Книга песен» и «Книга перемен».

Своеобразием индийской письменности, которая известна с III в. до н.э., были пиктограммы. Первые письменные источники – «Веды» – называют «священными письменами». Высочайших высот в Древней Индии достигла лингвистика. Индийскими учеными были описаны и проанализированы десятки тысяч древнейших текстов и была создана грамматика Панини. Древнеиндийский язык санскрит – ныне мертвый – стал праязыком всех индоевропейских языков (в том числе и русского). Сочетанием иероглифов и пиктограмм отличалась египетская письменность. Комбинированность эта нашла отражение в изображении алфавитными, слоговыми и картинно-образными знаками. А самое древнейшее письмо принадлежит самой древней цивилизации – шумерской. Это шумерская клинопись.

В недрах древневосточной культуры уже зарождалась наука. Китаю принадлежит честь создания «организмической» науки (так ее называет английский науковед Дж. Нидам), в отличие от европейской «механистической». Возможно, это связано с китайским гилозоизмом (видением природы как живого организма). Китайские ученые впервые в истории человечества ввели понятие отрицательных чисел, использовали десятичные дроби, открыли свойства прямоугольного треугольника; в астрономии были зафиксированы особенности лунного цикла и его связь с природными явлениями. Индийские же ученые создали современное начертание цифр (позднее они в несколько измененном виде назывались арабскими), арифметическую и геометрическую прогрессию, основы тригонометрии и алгебры. Индийские астрономы знали о шарообразности Земли и предполагали о ее вращении вокруг своей оси. Знания химии позволяли изготовлять кислоты, краски, лекарства. Археологи утверждают, что мексиканские индейцы ещё в древности знали технологию обработки металлов, они были большими мастерами золотого и серебряного дела. В 1950 году французские этнографы М. Гриоль и Ж. Дитерлен опубликовали статью, посвящённую жизни доголов - небольшого африканского народа, обитающего на территории нынешней Республики Мали. Оказалось, что этот народ ещё в древние времена знал о свойствах и траектории движения космического спутника Сириуса, о четырёх крупнейших спутниках Юпитера, о спиральных галактиках и многих других астрономических реальностях, которые стали известны современной науке относительно недавно (Н. Непомнящий, А. Низовский. Сто величайших тайн. М., 2000).

Особенность науки в культуре Древнего Египта заключалась в том, что научные знания носили практический характер и использовались в основном в сельском хозяйстве. Наука здесь не смогла стать теоретической и абстрагироваться от прагматических потребностей. Распространенность мумификации обусловила развитие медицины и химии. Египтяне обладали немалыми знаниями о работе сердца, кровообращения, о некоторых функциях мозга. Они умели трепанировать череп, пломбировать зубы и т.д. Уникальных успехов достигло в Древней Индии учение о полной здоровой жизни человека. Неслучайно здесь зародилась наука о долголетии, в основе которой лежит учение о способах достижения высшей гармонии души и тела, которая способна дать человеку естественное и полноценное долголетие. Индийским медикам были известны сотни хирургических операций. Авторами же первых медицинских книг – сборников рецептов – были шумеры. Во все времена первобытные люди использовали богатства природы для лечения разных болезней. Китайцы пользовались целебными натуральными свойствами из аптечки природы для профилактических целей.

Наука тесно переплеталась с техникой, являя ей все новые и новые свои открытия. В Китае было широко распространено производство шелка, здесь же было изобретение туши, бумаги, магнитного прибора – прародителя компаса, водяной мельницы, первого в мире сейсмографа; в Индии – изобретение шахмат и др.

Своеобразно было и искусство древневосточных цивилизаций. Древний Египет – это сфинксы и пирамиды. Вавилон – висячие сады, Вавилонская башня. Древняя Индия – скульптура многорукого Шивы, Древний Китай – «Храм неба». И этот ряд – всего лишь начало того бесконечного многообразия и уникальности, которые присущи древневосточному искусству. Древние архитекторы, владевшие лишь четырьмя арифметическими действиями и опиравшиеся на опыт и чутье, умели возводить сложнейшие конструкции. Человек, который спроектировал древнеегипетскую пирамиду Хеопса был отличным мастером, геологом и астрономом. А с неиссякаемой фантазией создателей древних восточных мифов и сказаний не может сравниться вся изобретательность современных писателей. Культура на Древнем Востоке была не роскошью, не средством заполнения досуга, а средством выживания, борьбы с враждебным, смертельно опасным миром.

Человек не хотел чувствовать себя пылинкой на ветру – он стремился наполнить все окружающее знаками своего существования, как бы «отметиться» в этой жизни. Отсюда, наверное, и проистекала у древних людей тяга к строительству грандиозных сооружений; пирамид, высеченных в скалах храмов гигантских статуй фараонов, многометровых барельефов с надписями. Искусственный мир плотин, храмов и возделанных полей, созданный человеком, должен был полностью заменить собой мир гор, степей и бурных рек, созданного богами.

Кому-то может сейчас показаться, что архаичная культура, культура древних цивилизаций канула в Лету, и ее невозможно доказать. Но даже в нашей стране в Сибири в Ханты-Мансийском округе живут аборигены, в определенной мере сохранившие обычаи и верования своих далеких архаичных предков. Другой пример: в Центральной Австралии обнаружено племя пинтибу, живущее малыми группами. Это племя давно потеряло какое-либо общение с другими людьми. Пинтибу ведет такой же образ жизни, какой вели люди каменного века. Пинтибу не носят одежды, за исключением набедренных повязок, питаются крысами, ящерицами, насекомыми и травами.

Закономерности развития древних цивилизаций. Исходя из общих черт и специфических особенностей культур, можно сделать вывод о закономерностях развития древних цивилизаций:

1. Культура создаётся разумным человеком и мыслится как жизненная необходимость.

2. Культура отличается синкретизмом воззрений древнего человека.

3. Культура создаётся коллективно, но постепенно происходит разделение труда, власти, развивается организация быта, культа, социальной структуры, развитие исторически-культурного кода.

4. Развитие языка в устной и письменной форме и служит средством общения.

5. Развитие знаковой деятельности – ритуал, культ, миф, магия и т.д. - выявляет ценности, позволяющие человеку осваивать и природу, и социум, расширяя тем самым собственную свободу и возможности самой культуры.

6. Появление письменности, развитие науки, искусства формировало материальные и духовные феномены культуры. «И египтяне, и все восточные народы, вплоть до самых северных окраин восточного мира, и все культурные народы античности, этруски, греки, римляне – все получили науки из глубин религиозных традиций, под сенью религиозных обрядов; так обрели они поэзию и искусство, музыку и письменность, историю и медицину, естествознание и метафизику, астрономию и летоисчисление, даже этику и учение о государстве» (Гердер). Таким образом, в древности литература, искусство, мораль, религия, философия ещё не выделялись в самостоятельные области общественного сознания. Они все были переплетены, одновременно сосуществовали наивно-реалистические и религиозно-мифологические взгляды на окружающую действительность, на различные явления природы, происхождение земли и человека.

Все эти и многие другие моменты являются закономерными в развитии древних цивилизаций. Как считал Тойнби, рост цивилизации состоит в прогрессивном и аккумулирующем внутреннем самоопределении или самовыражении цивилизации, в переходе от более грубой к более тонкой религии и культуре.

А теперь давайте рассмотрим взаимодействие и взаимовлияние древнегреческой и древнеримской культур. Термином «античность» принято называть особый период развития Древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием. Античная культура – уникальное явление, давшее общекультурные ценности буквально во всех областях духовной и материальной деятельности, заложившее основы европейской цивилизации, создавшее образцы для подражания на тысячелетия вперед. Отличительные черты античной культуры: духовное многообразие, подвижность и свобода – позволили грекам достичь небывалых высот прежде, чем другие народы стали подражать им. По мнению Бертрана Рассела, «во всей истории нет ничего более удивительного и ничего более трудного для объяснения, чем внезапное возникновение цивилизации в Греции» (Б. Рассел. История западной философии, М., 1987). Античность оставила в наследство мировой культуре богатейшее мифотворчество, величайшие произведения литературы и искусства, передало законы гармонии и красоты, точность математических доказательств, разнообразие философских идей, христианскую веру и т.д.

В истории античной культуры выделяют несколько этапов развития:

- раннеархаический (IX–VIII вв. до н.э.);

- архаический (VII–VI вв. до н.э.);

- классический (V–IV вв. до н.э.);

- римско-эллинистический (III в. до н.э.).

Общие черты культуры античности:

1. Космоцентризм и антропоцентризм (в более поздний период).

2. Доминантой культуры является государственное устройство (монархия, аристократия, империя, республика).

3. Впервые философские учения приобретают большую значимость и начинают играть роль второй доминанты.

4. Очень важными для культуры античности являются зрелища. Впервые массы народа являются наблюдателями.

5. Культура античности – культура мужская.

6. Это первая культура, основанная на частной собственности.

7. Гармония во всем – одна из доминант античной культуры.

8. Эта (античная) культура породила демократию, так как считалось, что любой гармонично развитый человек может управлять государством.

9. Смешение фантастики и реальности в мифотворчестве. Но большая тяга к реальности.

10. Очеловечивание всех богов и обожествление людей. Пантеизм.

Научная и философская мысль. Искусство в системе античной культуры. Культуры Древней Греции и Древнего Рима находились в постоянном взаимодействии и взаимовлиянии. Общими для античных государств были пути социального развития и особая форма собственности – античное рабовладение, а также основанная на ней форма производства. Общей была их цивилизация с общим историко-культурным комплексом. Главными, стержневыми явлениями в античной культуре были религия и мифология. Непревзойденных высот достигла научная и философская мысль. Искусство (литература, архитектура, скульптура) имело огромное значение в системе античной культуры. Оно, яркое и многоплановое, наиболее полно выражало основные тенденции античной культуры. Все это не отрицает, конечно, наличия в жизни античных обществ бесспорных особенностей и различий. Рассмотрим культуру Древней Греции и Древнего Рима в аспекте выше перечисленных доминант.

Источник - http://studentu-vuza.ru.



Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

  • Культура Древней Индии
  • Философия буддизма
  • История развития Ведической цивилизации
  • Девиз древних ариев
  • Искусство Древней Индии.





  •  

          
    2008 - 2009 Lostcivilization.info