Потерянные цивилизации
 

 

 

 

 

 

 

 

       Главная
       Статистика
       Контакты

 

 

 


 

 

 




  Материал и техника постройки срубного жилья
   
  Характер и масштабы основного материала — бревен — определяли размеры и характер построек. Длина бревна не могла превышать 8.5 м, обычные размеры его от 6.5 до 8.5 м. Простейшей единицей бревенчатой постройки являлся четырехугольный сруб. Древнейшим способом соединения бревен была рубка «в обло»; рубка «в лапу», когда концы бревен не выпускались, встречается реже и, вероятно, возникла под воздействием каменного строительства.





  Плотничество
   
  Стройка деревянных жилых и хозяйственных сооружений в силу своей технической простоты была доступна почти каждому сельскому и городскому жителю, чем можно объяснить быстрое восстановление построек того или иного города после частых и опустошительных пожаров. Еще в X в. араб Ибн-Фадлан отметил, что приезжающие в Итиль купцы-русы сами строили себе на берегу Волги большие деревянные дома, в которых располагались со своим живым товаром — рабынями.






  Киевские землянки
   
  В X—XIII вв. вместе с победой моногамной семьи и с развитием феодальных отношений постепенно исчезают последние следы родовых пережитков в структуре жилища. С тех пор как малая семья, разорвав патриархальные связи, стала основной хозяйственной единицей общества, се жилье тоже предстает перед нами как вырванное из совокупности общинного комплекса отдельное жилье. В рассматриваемое время сохраняется возникшее ранее различие между срубным жильем севера и земляночным — юга. На юге, вплоть до XII—XIII вв., массовым жилищем горожан продолжает оставаться полуземлянка с надземной частью, часто сделанной из дерева и глины. Жилища XI—XIII вв., раскопанные на городищах Шаргород, Княжая Гора, Витичев и, наконец, в самом Киеве, по их конструкции почти не отличаются от полуземлянок VIII—IX вв. На севере, в Старой Ладоге, Дмитрове, Новгороде, типичным городским жилищем являются отдельные бревенчатые избы. Изба и землянка — простейшие виды жилища древней Руси.





  Срубное жилище
   
  На севере, в лесной полосе, землянки рано уступают место наземным срубным постройкам; последние землянки здесь связаны с родовыми городищами середины первого тысячелетия нашей эры.

Уже в городищах IV—V вв. н. э. в лесной полосе Восточной Европы мы встречаемся с вполне законченными типами бревенчатых жилых и хозяйственных сооружений. Таковы постройки городища у д. Березняки около г. Щербакова, быв. Рыбинска, которое дает чрезвычайно яркий и своеобразный пример комплекса построек болынесемейной общины на севере. Его центр занимал большой общественный дом с очагом в середине помещении.





  Полуземлянка
   
  Параллельно с эволюцией поселений развивалось и жилище, приобретая местные черты в различных по природным и историческим условиям районах Восточной Европы.

Рассмотренные выше славянские городища VIII—X вв. Монастырище и Боршево дают также показательные примеры жилищ последнего этапа родового строя.

Жилища на городище Монастырище VIII—IX вв. представляли собою совокупность полуземлянок (площадью 18—20 кв. м), по-видимому, связанных между собой крытыми переходами. Каждая землянка устраивалась следующим образом: ее нижняя часть врезывалась в почву ямой средней глубиной 0.75 м; деревянные стояки поддерживали (вероятно, односкатное) покрытие. У стенки помещалась глинобитная печь куполообразной формы с дымовым отверстием, выпускавшим дым внутрь помещения; перед печью в грунте делали выемку, чтобы не нагибаться при изготовлении нищи. В грунте же вырезывались лавки у стен и нары для сна. Каждая землянка служила жилищем отдельной брачной пары. Совокупность этих связанных переходами жилищ представляла собой, по-видимому, большесемейный дом. Снаружи располагались ямы для хранения хозяйственных припасов. Эти черты жилищ отмечает у антов-славян в VI в. Псевдо-Маврикий; он пишет, что их жилища имеют «много выходов», что продукты «закапывают они в землю, в потайных местах».





  Письменность, грамотность, школы
   
  Основой любой древней культуры является письменность. Когда она зародилась на Руси? Долгое время существовало мнение, что письмо на Русь пришло вместе с христианством, с церковными книгами и молитвами. Однако согласиться с этим трудно. Есть свидетельство о существовании славянской письменности задолго до христианизации Руси. В 1949 г. советский археолог Д.В. Авдусин во время раскопок под Смоленском нашел глиняный сосуд, относящийся к началу X в., на котором было написано «горушна» (пряность). Это означало, что уже в это время в восточнославянской среде бытовало письмо, существовал алфавит. Об этом же говорит и свидетельство византийского дипломата и славянского просветителя Кирилла. Во время отбывания в Херсонесе в 60-е годы IX в. он познакомился с Евангелием, написанным славянскими буквами. В дальнейшем Кирилл и его брат Мефодий стали основоположниками славянской азбуки, которая, видимо, в какой-то части основывалась на принципах славянского письма, существовавшего у восточных, южных и западных славян задолго до их христианизации.





  Архитектура Древней Руси
   
  Архитектура Древней Руси Архитектура Древней Руси берет своё начало ещё со времен греческих колоний в Северном Причерноморье. С конца IV столетия тут начинают создаваться христианские храмы по форме напоминающие равносторонние греческие кресты (т.н. крестовые церкви 7-4 ст.), в форме базилика, ротонды. Стоит отметить, что в этот период основным строительным материалом является дерево. Именно поэтому одними из характерных черт деревянного строительства стали: техника кладки стен срубом и перекрытия в форме пирамиды. rnrnПерекрытия в форме пирамиды сохранились и использовались при строительстве звонарней, наиболее древние из которых относятся к XVI-XVII веку.





  Как зарождалась культура Руси
   
  Как зарождалась культура РусиКультура славян была сформирована на основе трех природных факторов в число которых входили лес, река и степь. На роль хозяев Великой русской степи претендовали многие народы, но только древним русам, удалось не только закрепиться, но со временем создать одно из самых могучих из когда-либо существовавших древних государств. На его основе возник особый тип славянской культуры — евразийский, о сущности, особенностях и предназначении которого специалисты продолжают дискутировать до сих пор. По мнению большинства историков, прародиной славян в расцвет бронзового века (середина II тысячелетия до н. э.) являлась Центральная и Восточная Европа. История восточного славянства и русского этноса как самостоятельной ветви славян начинается в I тысячелетии до н. э., когда славянские племена Среднего Подднепровья борются за свою независимость, строят первые крепости, впервые сталкиваясь с враждебной степной конницей киммерийцев и с честью выходя из сражений.





  Первые христьяни
   
  Первые христьяниОбразование межплеменных этнических общностей обычно сопровождалось серьезными изменениями не только в политической жизни людей, но и в жизни духовной. Значительным событием в ранней истории большинства европейских народов стало их приобщение к христианству.

Состаящая из различных северогерманских, славянских и финских элементов, древнерусская (восточнославянская) общность в конце I тыс. По Р.Х стала превращаться в народ, сплоченный не только политически, но и духовно, т.е. религиозно. Медленное распространение христианства среде варяжских и славянских дружинников началось в IX веке. Первоначально крещение принимали немногие воины, учавствовавщие в набегах на Византию, и в торговли с христианами-греками (профессии воина и купца в то время очень часто совпадали).





  Хозяйственная жизнь
   
  Основными хозяйственными занятиями славян были земледелие, животноводство, охота, ры­боловство, ремесло. Византийские источники характеризуют славян как людей рослых, светлых, живущих осед­ло, так как они "строят дома, носят щиты и сражаются пеши".

Новый уровень развития производительных сил, переход к пашенному, оседлому и массовому земледелию при складывании отношений личной, экономической и земельной зависимости при­дал новым производственным отношениям феодальный характер. Постепенно подсечная система земледелия заменяется двух- и трехпольем, что обусловливает захват общинных земель сильны­ми людьми — происходит процесс обояривания земли.






 

      
2008 - 2017 Lostcivilization.info