Объединение земель. Правитель Цинь начал с аннексии соседних земель в среднем и нижнем течении Хуанхэ. Ему удалось захва-тить княжества Чжао, Вэй и Хань (ныне про-винции Шаньси и Хэнань), южное княжество Чу (между Хуанхэ и рекой Хуай), потом кня-жество Ци (в Шаньдуне). Завершено первич-ное объединение, Цинь предпринял кампании в более удаленные земли, которые считались варварскими.Объединение земель. Правитель Цинь начал с аннексии соседних земель в среднем и нижнем течении Хуанхэ. Ему удалось захва-тить княжества Чжао, Вэй и Хань (ныне про-винции Шаньси и Хэнань), южное княжество Чу (между Хуанхэ и рекой Хуай), потом кня-жество Ци (в Шаньдуне). Завершено первич-ное объединение, Цинь предпринял кампании в более удаленные земли, которые считались варварскими. На северо-востоке он дошел до Кореи. А на Севере он столкнулся с гуннами (сюнну), кочевыми народами, кото¬рые в этот момент находились в стадии создания мощной конфедерации. Цинь остановил их в излучине Хуанхэ и, чтобы не допустить нашествия, распорядился построить из остатков более ранних укреплений знаменитую Великую стену, которая в течение многих веков оставалась северной границей империи.
На юг Цинь послал четыре армии, которые соединились у моря, там, где ныне находится город Кантона, и дошли до северной части современного Вьетнама. Так были обозначены рамки, в которых понемногу сформировался Китай как страна.
Пространство в этих пределах было весьма разнообразным. Чтобы сделать его более одно-родным, Цинь Ши-хуанди упразднил все мест-ные княжества и создал им на замену тридцать шесть цзюнъ, или округов, с жестко унифицированной структурой. Далее государь распорядился построить дороги, лучами звезды расходившиеся из центра, которым стала его новая столица Сяньян (близ современного г. Сянь).
В своем государстве ввел единые меры веса и длины, монету, письменность. Цинь Ши-хуан-ди ненавидел местничеству и всемерно заботился о единстве страны. Эти его качества были свойственны многим императорам, царствовавшим после него.
2. Новый общественный порядок. Значи-тельной частью своего успеха Цинь Ши-хуан-ди был обязан радикальным реформам, прове¬денным его предшественниками и их юрис-тами-советниками в государстве Цинь. Эта группа ученых философов ставила своей це-лью установление абсолютной централизо-ванной власти, основанной на системы зако-нов, обязательных для всех (отсюда и название школы — легисты) с обязательными же наказаниями в случае нарушения. Став хозяином империи, Цинь Ши-хуанди следовал по-стулатам легистов. Император начал с того, что отобрал некоторые привилегии у древней знати: конфисковал оружие, разрушил укреп-ления. Не пожелавших повиноваться он без-жалостно изгонял из своей страны, не взирая на знатность рода (120 000 семей были высла-ны в Шэньси). Следующим шагом императора стало наведение порядка, как он его понимал, среди «интеллектуалов», которые состав-ляли значительную часть окружения знати и всегда были готовы к критике и противодей-ствию. Классические книги, прославлявшие древнюю аристократию, в 213 г. до н. э. были публично сожжены. Император согласился сохранить только «полезные» книги — по ме-дицине, сельскому хозяйству, а также священ-ные. Образованные конфуцианцы подверг¬лись преследованиям. Несколько сот из их числа были казнены.
Основой жизни государства было признано сельское хозяйство, и крестьянин, тяжко работающий в поле, а также несущий груз сол-датчины в военное время, становится до неко-торой степени ключевой фигурой. Крестьян-ские семьи объединялись в общины с коллек-тивной ответственностью. Строгий закон, опирающийся на суровые наказания, держал вольнодумцев в страхе. Кое-что, конечно, централизация и унификация дала торговцам и ремесленникам, однако государство им не до-веряло и старалось не отдавать в частные руки самые выгодные виды дятельности. Так около 200 000 семей коммерсантов были высланы в современные провинции Сычуань и Хэнань. Были введены обязательные паспорта, и вечерами на постоялых дворах стражники прове-ряли личности постояльцев.
Такой порядок был слишком непривычным, чтобы не вызвать активного противодействия. Не успел Цинь Ши-хуанди умереть, как начались сильнейшие волнения, отравившие начало царствования его после-дователя и сына Эр-хуанди, «Второго императора». И все же многие из нововведений на-долго пережили Первого императора — прежде всего недоверие к знати и к торговцам — а его автократический идеал остался в сознании практически всех последующих импера¬торов даже в те времена, когда им приходи¬лось ослаблять поводья.
3. Идея Империи. Титул «хуанди» (дословно «священный государь»), который князь Цинь присвоил себе в 221 г. и которым будут величать императоров вплоть до 1911 г . , берет начало в древней легенде, гласящей, что Китаем в незапамятные времена управляли три хуана (священных), а затем пять ди (государей). Это — лишь одно из проявлений важной особенности империи, а именно ее настойчивой претензии на преемственность, связь с прошлым. Так, она многое позаимствовала у прошлых царствований, в частности, у царства Чжоу: были выбраны цвет, цифра и элемент, благоприятные для династии (для Цинь это был черный цвет, цифра шесть и вода). Сюда же следует отнести секретную жизнь в глубине дворца, путешествия в четыре страны вос-тока, постройку большой подземной могилы, которая должна была принять тело государя после его смерти, и, наконец, едва ли не самое важное — принцип наследственной власти.
В то же время появились новые элементы государственности, вызванные к жизни кон-цепциями легистов. Император больше не выполнял исключительно религиозную функ¬цию. Он имел реальную власть и желал, чтобы все это видели. Для этой цели в Сяньяне был выстроен грандиозный дворец (дворец Афан гун), в котором могли жить более 10 000 человек. В комплекс были включены и копии царских дворцов покоренных держав. Император назывался во множественном числе — Чжэнь (мы). Когда он наделял какого-либо чиновника особыми полномочиями, то делал это при помощи фу, или значков, состоявших из двух одинаковых частей: одна вручалась тому, кому поручали миссию, а другая сохранялась в кан-целярии для контроля.
Преобразования Цинь Ши-хуанди были настолько значительны, что во многих странах, которые он присоединил к своей империи, они так и остались навсегда связанными с его именем. Существует много причин пола¬гать, что даже одно из названий Китая, укоре-нившееся в европейских языках, является аллитерацией его имени: Цинь — China.
Источник: Императорский Китай — Дени Ломбар