В Китае, как и в Европе, период с III по VI век стал переломным. На Западе нашествия губят Римскую империю, которая распадается на части. Появляются новые государства, античная культура активно взаимодействует с «вар-варской». На Дальнем Востоке начинает ощущаться сильное давление «степных империй». Империя Хань распадается, народы, пришедшие с севера и северо-запада, проникают на китайское пространство и обживают его.В Китае, как и в Европе, период с III по VI век стал переломным. На Западе нашествия губят Римскую империю, которая распадается на части. Появляются новые государства, античная культура активно взаимодействует с «вар-варской». На Дальнем Востоке начинает ощущаться сильное давление «степных империй». Империя Хань распадается, народы, пришедшие с севера и северо-запада, проникают на китайское пространство и обживают его. Разумеется, процесс идет далеко не мирно и сопровождается некоторым культурным отступлением. Культурные центры перемещаются из китайского пространства на берега великих индийских рек, где расцветают империи Гупта (Индия), Сассанидов (Иран), а также в Африку (Аксум, Эфиопия). Высокий расцвет культуры наблюдается в Индии: ее культура распространяется настолько широко, что достигает Юго-Восточной Азии, в том числе буддизм выходит за пределы своей страны, укореняясь в Центральной Азии и на Дальнем Востоке История Китая в этот момент представляет особый интерес. Какова была реакция китайского общества на влияние варваров и проникновение буддизма? Этот комплекс проблем исследован пока еще недостаточно, и в силу путаницы в последовательности династий иной раз выявить нужные элементы и дать правильное объяснение бывает весьма затруднительно. Политический и экономический взрыв.
Наиболее серьезным фактом является распад государства. То, как происходил этот процесс, можно видеть на нашей упрощенной схеме.
После падения династии Хань, под двойным ударом варваров и участников восстания «желтых повязок», империя распалась на три соперничавших царства: Вэй (на севере, вдоль Хуанхэ), У (на юге) и Шу (в Сычуане). После краткого периода повторного объединения под властью династии Цзинь на Западе (280— 316 гг.) страна снова была разделена. Пять династий китайского происхождения сменяли друг друга на юге, в то время как на Севере утвердились династии варваров, как правившие совсем недолго, так и продержавшиеся дольше, например династия Вэй (386—532 гг.). И только в 581 г. династии Суй удалось, нако¬нец, восстановить единств.
Казалось бы, все усилия циньских и ханьских императоров сведены к нулю. Действительно, получилось так, что новые разделительные линии между регионами оказались теми же, что в эпоху Борющихся царств. Это ставит перед учеными вопрос закономерности такого разделения и тех экономических факторов, которые вызвали его необходимость. Сеть, раскинутая в эпоху Хань, лопнула под напором укрепившихся автономий, выросших из крупных сельскохозяйственных владений. Эти автономии, стремясь к независимости, пытались самостоятельно удовлетворять свои потребности, например начали ирригацион¬ные работы исключительно для собственного обеспечения (в частности, при династии Вэй и У в III в.). В то же время на девственных зем-лях поселились крупные сообщества буддийских монахов и стали вести достаточно успеш-ное сельское хозяйство. И наконец, главным образом на севере, нарастает возмущение на-родных масс. Социальная нестабильность и войны приводят к уменьшению числа мужчин, причем тех, что более всего необходимы государству (бегство крестьян, миграция на-селения на юг). Впрочем, экономическая и политическая раздробленность не свела на нет торговлю между регионами, хотя она велась гораздо менее активно, чем при династии Хань. Все новые государственные образования чеканили собственную монету.